Главная О нас Услуги Питомники Цены Наши работы Продажа посадочного материала Термины Контакты
Спецпредложение
Эксклюзивный посадочный материал сезона 2017 года.
Голубые ели.

Доступные цены на качественный  посадочный материал из лучших питомников Польши и Германии. 
Голубая ель
 
Ассортимент растений
Чубушник (PHILADELPHUS) или ЖАСМИН



подробнее
   
Ландшафтное проектирование   Озеленение участков   Благоустройство участков
   
Продажа посадочного
материала
  Водоемы   Инженерные системы

ЗАКОНЫ И ПРИЁМЫ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА САДОВОГО УЧАСТКА



Ландшафтный дизайн - основы

Как добиться того, чтобы антураж вашего приусадебного участка не стал просто эклектичным набором отдельных фрагментов?

Соблюдение каких правил и законов дизайна садового участка, использование каких тайных знаний помогает дизайнеру по ландшафту создавать рукотворные шедевры при работе с природными материалами?
 

Основные каноны, которыми руководствовались мастера по созданию парковых и садовых зон в течение многих столетий, сформировались из понимания законов самой природы.

Тем не менее, наиболее близкими к правилам построения ландшафта оказались архитектурные каноны, законы, отвечающие за построение пространства.

Не случайно мастерство использования природного ландшафта для формирования окружающего пространства называют ландшафтной архитектурой.

 

Дизайн садового участка от компании Арт Сад

В приоритет своей деятельности, наша компания ставит разработку дизайна садового участка и воплощение его в жизнь. 

С примерами наших работ по разработке дизайна садового участка вы можете ознакомитьсяв разделе Наши работы.

 

Ландшафт естественной природы образован из пяти основных, неразрывно связанных элементов: непосредственно земли, водоемов, флоры, фауны и воздуха.

Образцов первозданного ландшафта на земле остается все меньше, большая часть окружающего пространства сформирована руками человека.
 

Это же можно сказать и о большинстве загородных усадеб. Знание и использование положений ландшафтной архитектуры позволит современным владельцам дачных участков приблизиться к постижению истинной красоты, добиться органичного единения с природой.

Такие изображения художники создавали на оградах и стенах (например, в Павловском парке так расписаны стены галереи Гонзаго, а в Кремле – стены «Верхового сада»).
 

Нередко наблюдалась и обратная картина – сначала фантазия живописцев порождала совершенно уникальные, подчас сюрреалистические образы, а затем уже мастера-садоводы воспроизводили их в реальном пространстве.

Впрочем, в подобном соприкосновении живописи с мастерством создания дизайна садовых участков и парков нет ничего удивительного – законы сочетания цветов, перспективы, формирования и соотношения объектов в пространстве едины для обоих видов искусства.

Законы композиции в ландшафте

Суть слова «композиция» заложена в его латинском первоисточнике (compositio—соединение, связь) – это гармоничное сочетание в пространстве разнообразных элементов, предметов, форм.

 

Применительно к садоводству можно сказать, что необходимо создать такое взаиморасположение и количественное соотношение растений и малых архитектурных форм, которое создавало бы ощущение полного их единения и гармонии.
 

Они включают в себя геометрию некоей формы, ее массу и фактуру, пространственное положение, характер освещенности и сочетание цветовых оттенков.

Средствами композиции называют взаимное отношение форм в зависимости от их свойств. Ключевыми из них считают законы перспективы (воздушной и линейной), пропорции, взаимное соотношение (соподчиненность) и единство.

Взаимосвязь названных свойств чрезвычайно глубока и неразрывна, поэтому невозможно разделить их либо выделить приоритетные.
 

Особую значимость каких-либо из свойств в определенной композиции можно выявить лишь в конкретных случаях. По отдельности рассматривать их допустимо лишь с целью ознакомления и изучения, что мы сейчас и сделаем.

Соответствие форм в зависимости от геометрического строения. Форму практически любого природного элемента можно условно приблизить к геометрической.

Взаимоотношение измерений формы определяет, какой она является – объемной, линейной или плоскостной.

Линейная отличается доминированием одного из измерений над двумя прочими, которые предельно малы; плоскостную характеризует паритет двух измерений при подчиненно малом третьем; для объемной формы характерно примерное равенство всех измерений.
 

Так, некоторые тела вращения (конус, шар, параболоид) можно увидеть, вглядевшись в объемную форму кроны дерева определенной породы.

Рядом с ними невысокие комплексы цветников можно считать плоскостной формой. А неотъемлемый атрибут любого сада – ограждения, бордюры, аллеи и дорожки определенно следует причислить к линейным формам.
 

Взаимное сочетание форм по размеру. Противопоставление форм нередко используют при создании групп, включающих деревья и кустарники (овальная – пирамидальная, высокая – низкая и пр.).

Прямые аллеи, присутствующие в каждом малом саду, грядки геометрически правильных форм соседствуют с овалами и округлостями цветочных клумб.

 

Прямоугольная сетка высадки, обеспечивающая оптимальные условия ухода за яблонями, может быть удачно компенсирована организацией ярких кустарниковых групп.

Строгость пределов участка органично соотносится с произвольными и ненавязчивыми очертаниями пруда или бассейна. В приведенных примерах речь идет о сочетании пространственных форм по строению их геометрии и габаритным параметрам.
 

Если площадь оформляемого садового участка довольно невелика, то желательно предпочесть единую плоскостную форму – гармонию здесь обеспечит несложность основного орнамента и его повторяемость.

К примеру, площадка для отдыха квадратной формы логично и эстетично смотрится посреди прямоугольного травяного газона, однако не менее эффектным может выглядеть сочетание круглых или овальных форм.

Очень важно для любой композиции наличие яркого, впечатляющего центра.
 

Чаще всего в этом качестве используют фонтан, скульптурную композицию, фигурно постриженное дерево, цветы в крупных вазонах.

По углам периметра клумбы или в тупиках садовых дорожек удачно будут акцентировать лаконичность геометрических линий подстриженные кустарники и деревья.
 

Взаимное отношение форм по фактуре. Как и в материаловедении, в ландшафтном дизайне фактура характеризует особенности поверхности различных предметов.

Причем, учитывать необходимо не только фактуру растительных элементов – кустарников, деревьев, поверхностей цветочных клумб и травяных газонов, но и материалов заборов, ограды, бордюров, лестниц и мощения дорожек.
 

Цветовое соотношение форм. Цветовая гамма всегда была одним из наиболее выразительных средств, создающих художественный образ композиции.

Если ранней весной, поздней осенью и, конечно же, зимой, колорит зависит лишь от окраски обнаженных ветвей и стволов, то в теплое время года цветовая тональность деревьев формируется из сочетания окраски стволов, листьев и ветвей, плодов и соцветий.
 

Особую роль в цветовой гамме любого пейзажа играют растения из разряда вечнозеленых: ели, сосны, лиственницы, пихты, можжевельник, туи. Наиболее широко применяют вечнозеленые хвойные и лиственные растения в южных регионах.

В качестве основного фона для любых видов растений выступают газоны. Их превалирующий зеленый цвет меняет свою тональность от теплой до холодной в период с конца марта до начала октябрьских заморозков.
 

Сочетание форм по пространственному положению. В данном случае подразумевается взаимоотношение форм между собой и наблюдателем в трехмерном, объемном пространстве.

При размещении в парковом пространстве различных форм дизайнеры создают пространственные композиции трех видов: фронтальные, глубинно-пространственные и объемные.

Фронтальная композиция развернута в ширину, в одной плоскости, а два иных измерения в ней практически не выражены. В объемной композиции каждое из трех существующих измерений обозначено предельно отчетливо.
 

Перспектива в ландшафтном дизайне

Перспективой называют изменение визуальных свойств предметов в зависимости от степени их удаленности от наблюдателя.

Основные каноны перспективы выведены великими мастерами эпохи Возрождения, включая Леонардо да Винчи. Ими была построена математически точная система организации пространства.
 

Перспектива бывает воздушной и линейной. Эффект линейной перспективы можно обнаружить на картинах и в реальной жизни: это и сходящиеся у горизонта параллельные прямые, и уменьшение по величине вертикальных линий, и доминирование габаритов небольших предметов, распложенных ближе к наблюдателю, над размерами изначально больших, но находящихся на удалении.

Понятие воздушной перспективы подразумевает изменение цвета, отчетливости контуров и яркости предметов в зависимости от их удаленности от наблюдателя.
 

Изменение цвета в пространстве кроме этого называют колоритной (цветовой) перспективой.

Главное отличие искусства создания дизайна садового участка от условностей живописи – реальность используемых предметов.

Применение постулатов перспективы (изменение цветовой насыщенности, светотени, размеров предметов) позволяет визуально углубить либо сократить пространство.

Единство и целостность перспективы включает в себя гармоничное сочетание трех компонентов: обозреваемый объект, промежуточное пространство и точку обзора.
 

При наличии каких-либо компонентов остальные должны быть созданы в гармонии с ними. Функциональные парковые зоны, участвующие в создании перспективы, должны иметь взаимосвязанный характер и масштаб. Основной принцип перспективы – логическая взаимосвязь ее начала и конца.

Несложно заметить, что практически весь окружающий нас мир представляет собой переплетение крупных и мелких красивых перспектив, имеющих глубину от нескольких десятков сантиметров до многих километров.
 

Причем многие из них созданы самой природой – необходимо лишь их обнаружить и достойно оформить.

Перспектива способна служить своеобразной направляющей для взгляда, создавать ощущение благостного покоя или активного движения. Определенные перспективы раскрываются в динамике, во время передвижения по парку, а некоторые (статичные) могут быть видны лишь c одной точки обозрения.

Обрамлением для перспективы служат три плоскости. Вертикальные плоскости (которые называют «стенами») можно сформировать при помощи заборов, рядов деревьев или подстриженных кустарников.
 

Плоскость основания («пол») может быть, как горизонтальной, так и наклонной, либо принять облик водных, травяных или каменистых террас.

Верхняя плоскость («потолок») – небо или смыкающиеся кроны разросшихся деревьев.

При небольших размерах сада применяют создание кулис – системы размещения промежуточных групп кустарников и деревьев с последовательным уменьшением их размеров по мере удаления. Таким образом, взгляд наблюдателя направляют к линии горизонта, что позволяет добиться зрительного увеличения глубины пространства.

Цвет в природе

Неизменна и нескончаема смена цветовой гаммы окружающей нас природы – окраски травы и деревьев, неба, земли и воды. Общую цветонасыщенность участка создают газоны и клумбы, покрытие аллей и дорожек, цвет воды в бассейне, окраска строений и даже садовой мебели. Недопустимо хаотичное смешение в саду чрезмерно ярких и пестрых красок. Эмоциональное восприятие цветов человеком имеет свои законы и построено на принципах цветовой гармонии, подразумевающей комбинацию из нескольких оттенков одного, доминирующего цвета, либо же использование контраста.
 

Научно доказано, что человек воспринимает цвет с помощью рецепторов всех органов чувств: слуха, осязания, обоняния и вкуса. Исследования показали, что палитра цветов может поднимать настроение или угнетать психику, вызывать ощущение прохлады или тепла, создавать иллюзию невесомости или чрезмерной тяжести предмета.
 

По типу психоэмоционального воздействия на человека цвета классифицируют в соответствии с их расположением в спектре. Побуждают к действию и согревают активные (теплые) цвета – желтый, красный, оранжевый, а успокаивают холодные – фиолетовый, синий, голубой. Особняком стоит зеленый цвет, соблюдающий «физическое равновесие». На основе некоторых ассоциаций, вызываемых цветоэмоциональной реакцией, возникла символика цвета.
 

Существует система, согласно которой любому предмету соотносят определенный цвет, являющийся основным. При этом все остальные оттенки по отношению к нему будут второстепенными («ветвями, сучьями, листьями, плодами, цветами»).

Это позволяет почувствовать цветовую гармонию, существующую в любом природном объекте или элементе – в морском побережье, в дереве, в бескрайней степи или горной вершине.
 

Цветовую гармонию в современном  дизайне садового участка регламентируют три основных правила, которые вам следует учитывать при создании растительных композиций:

  • - использование контрастного фона для любого цвета создает эффект большей его насыщенности, цветовой контраст повышает и общую насыщенность композиции;
  • - ощущение контраста особенно ярко проявляется в случае наибольшего различия светлоты и насыщенности используемых цветов;
  • - соотношение некоторых цветов ослабляет восприятие их насыщенности. Этот эффект тем сильней, чем ближе друг к другу расположены цвета в палитре.
     

Контрасты могут быть построены на применении различных оттенков одинаковой яркости (цветовые) либо разнящихся по яркости, но аналогичных по цвету (яркостные).

Наиболее контрастными являются цвета, расположенные на противоположных флангах спектра (красный и голубой, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый, зеленый и пурпурный).
 

В целом цветовой контраст можно обозначить как гиперболизацию реального отличия между единовременным цветоощущением.

Прием контраста на практике применяют весьма нередко – это позволяет, поместив определенные цвета в близости от противоположных усилить их визуальную насыщенность.

Введение на определенные места в композиции дополнительных оттенков (желто-зеленых, зелено-голубых) позволяет создавать контрастные соотношения.

В качестве противоположных цветов здесь будут выступать фиолетовый и красный.
 

Однако гармония – это не только сочетание противоположных цветовых оттенков. Сочетания в рамках одного цвета, но различной яркости и насыщенности не менее гармоничны, их называют нюансными (сиреневый – лиловый – фиолетовый).

Размещение хроматического рисунка на фоне хроматического цвета приведет к тому, что колорит самого рисунка обобщается с контрастным фоном и производит впечатление нового цвета.
 

Так, оранжевый цвет, помещенный на красный фон, смотрится как желтый, желтый, в свою очередь, приобретает зеленый оттенок, а тональность зеленого приближается к голубому цвету. Ярко-зеленый фон придает синему и красному цвету фиолетовый, а желтому – оранжевый оттенок.

Сочетание цветов может быть не только гармоничным, но и дисгармоничным (негармоничным).
 

Подобные сочетания (зеленый - синий, фиолетовый – красный, оранжевый – красный) специалисты нейтрализуют введением ахроматических цветов.

Чаще всего применяют белый, серебристые и серые тона (изредка - черный), которые задействуют на рубеже соприкосновения негармоничных цветов.
 

Назад к списку

Vadim Mokin в городе Москва, RU на Houzz